Ребенок берет на себя ответственность за всех взрослых членов семьи, сам становится «взрослым»: трудолюбивым, решающим все возникающие проблемы. Но его главная задач — помочь родителям справиться с алкогольной зависимостью, он ищет варианты помощи, однако, в силу возраста, не может никак повлиять на сложившуюся ситуацию. Чувство вины за то, что он не смог справиться, остается с ним на всю жизнь.
Ребенок не знает, как привлечь внимание к проблемам своей семьи, поэтому сам становится проблемой — нарушает правила или закон, конфликтует со сверстниками. Взрослые замечают это поведение и пробуют «починить» ребенка вместо того, чтобы глубже разобраться в ситуации и найти причину.
Из-за проблем в семье ребенок замыкается, отгораживает себя от общества и сверстников. Его поглощает чувство тотального одиночества, он закрывается не только от проблем своей семьи, но и от мира в целом.
Противоположность ребенка, который выбирает стратегию «сам по себе». Такие дети, наоборот, очень боятся остаться один на один со своими проблемами и мыслями, предпочитают быть в центре внимания, участвуют во всех активности, создают иллюзию легкости и благополучия в семье.
Ребенок становится инструментом для манипуляции больным алкогольной зависимостью. Запрет общения, апелляция к чувству вины: «Посмотри, до чего довели ребенка» не действуют на зависимого, но очень вредят ребенку. Скорее всего, он останется в позиции жертвы и в сознательном возрасте.